Прочитал три тома учебника “Иерусалим в веках”. Больше у меня нет.
Иерусалим в веках. Часть 1. “От Иевусейского города к столице Израиля”
Самая интересная для меня часть. Как всё начиналось. Эпоха Давида и Соломона, раскол царства, пророки и судьи. Первая часть учебника охватывает самую длинную часть истории Израиля и Иерусалима, поэтому всё очень насыщенно и ярко.
Мистик может сказать, что все последующие беды Иерусалима и евреев растут отсюда, ведь город небыл заложен “с нуля”, его отжали у населявших эту местность племён. И самое плохое - город не имел достаточных источников водоснабжения. Впрочем, его обитателям в начале истории города вполне хватало и они едва ли думали о великом будущем. Иерусалим и Израиль был пешкой между сильным Египтом и близлежащими странами.
Материалист может заметить, что город, который впоследствии оказал такое влияние на мировую историю был заложен не в оптимальном месте. Вокруг малоплодородные земли. Возвышение, на котором начинался город слишком мало и впоследствии город разросся на равнинную часть, что сделало его уязвимее.
“Город Давида” по сегодняшним меркам - жилой квартал, но по тем временам это был уже солидный город. В книге приведены иллюстрации с “предполагаемым видом” первого храма, но сегодня нет почти никаких свидетельств того, каким он может быть. На иллюстрациях это просто каменный барак и весьма возможно, что так оно и было.
Особенно меня впечатлила история раскола Израиля на два царства. Иудея просто исчезла без следа, в то время как Израиль породил народ, который две тысячи лет сохранял самобытность и возродил своё государство. В книге никак не анализируются причины таких различий и у меня нет версий, которые стоило бы здесь изложить. Но это какая-то качественная разница государств, основанных одним и тем же народом. Чудесное различие в пассионарности народов. Я ещё когда-нибудь вернусь к этому периоду истории Израиля.
Иерусалим в веках. Часть 2. “От храмового города к столице Хасмонейского государства”
Вторая часть учебника рассматривает историю Иерусалима от начала периода персидского правления в 539 г. ДНЭ до образования государства Хасмонеев. По сравнению с первой частью учебника, этот период едва ли не скушен. Но здесь евреи впервые испытывают влияние сильного и пассионарного этноса - греков. Город эллинизируется. С материалистической точки зрения - происходят перемены к лучшему, появляются гимнасии и входят в моду занятия наукой (я так надеюсь). Греческие полисы оказались очень устойчивыми образованиями и даже в римский период греческий полис сохранился в восточных странах. Однако евреи предпочитают небритых и дремучих маккавеям бритым и образованным грекам.
Для материалиста очень неоднозначный период. На мой взгляд, именно эллины породили самобытную и необычайно продвинутую для своего времени культуру. Они построили демократический полис (только не обольщайтесь, он основывался на рабах и “негражданах”) и пережили расцвет науки и культуры, равных которому не было до нашей эпохи. И по чисто реакционистким, религиозным причинам евреи начали партизанскую войну и отстояли самобытность. На мой взгляд это удивительно, потому что живи я в те времен, я наверняка стал бы убеждённым эллинистом. Но историю сделали традиционалисты и они задали вектор движения Израиля на столетия вперёд.
Иерусалим в веках. Часть 3. “Иерусалим под властью Рима”
Эта книга про переломный момент в истории Израиля. Потерю независимости, закончившуюся полным уничтожением государства. Если говорить патетически - эта книга про которкий период времени, за который Иерусалим прошёл путь от “красивейшего из городов востока”, до разрушенного, необитаемого города.
Авторы, не то для того, чтобы избежать обвинений в “протаскивании” иудаизма в учебники, не то по собственным взглядам, посвятили главу истории Исуса. Получилось довольно неуклюже. Исторических свидетельств явно не хватает.
Римский период истории показан как явно упаднический. Постоянная смена первосвященников, прокураторов, “плохих” и “хороших” царей. По сути дело не в их быстрой смене а в отсутствии процедуры. На мой взгляд, нет ничего плохого в выборе первосвященника по жребию. Лучше выбранный первосвященник, чем “олигарх” руководящий храмом. Однако с точки зрения управления страна действительно стремительно деградирует и доходит до гражданской войны, происходящей даже в ожидании прибытия римских легионов. Пример очень показательный, потому что за две тысячи лет почти ничего не изменилось. И сейчас среди бунтарей внутривидовая борьба куда суровей межвидовой. Печальный конец этой истории известен. Рим, сам находящийся в периоде переворотов и нестабильности довольно легко расправляется с бунтующей провинцией. Историю Израиля положен конец почти на две тысячи лет, но не истории евреев. Поэтому впереди ещё 7 частей учебника, но у меня их нет.
Взять почитать учебники серии “Иерусалим в веках” сроком до двух недель можно по адресам:
Иерусалим в веках. Часть 1. “От Иевусейского города к столице Израиля”
Иерусалим в веках. Часть 2. “От храмового города к столице Хасмонейского государства”
Иерусалим в веках. Часть 3. “Иерусалим под властью Рима”
Три книги одним файлом